СОЮЗ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ПРЕДСТАВИЛ РЕЗУЛЬТАТЫ МАСШТАБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
21 апреля 2018 г. 15:58

СОЮЗ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ПРЕДСТАВИЛ РЕЗУЛЬТАТЫ МАСШТАБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

 

Мероприятие прошло в Москве и собрало представителей более 40 регионов. С приветственным словом к участникам обратились: господин Хинрих Снелль (PD Dr. Hinrich Snell) – Начальник Отдела продовольствия и сельского хозяйства, Посольства Германии в Москве, Белоусов Сергей Владимирович, заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Шикалов Мирон Сергеевич, и.о. директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России.

Авторы и партнеры: Союз органического земледелия совместно  с Министерством сельского хозяйства РФ, ФГБУ «Россельхозцентр», ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК», ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), ФГБНУ ВНИИ фитопатологии, ФГНУ ВНИИ биологической защиты растений, Фондом «Сколково», РИСИ, Экологическим Союзом (Санкт-Петербург), компанией «Сибирские органические продукты».

Период исследования: март 2017 года – апрель 2018 года.

Авторы ставили цель определить количественные и качественные показатели развития рынка органического сельского хозяйства, точки роста, сильные и слабые стороны, риски, направления для развития. Дать компетентные разъяснения по узкоспециализированным вопросам. Исследование проводилось методом анкетирования, глубинных экспертных интервью, также были использованы данные более 100 профильных мероприятий.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Рынок органических продуктов России составляет 120 млн. долларов США, включая импортируемую органическую продукцию, 0,12% сельхозземель (246 тыс га) сертифицированы как органические по международным стандартам. Всего в России 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. По международным стандартам – 53 хозяйств, по российским – 17 хозяйств. Из них в сфере растениеводство — 20 хозяйств, животноводство – 5 хозяйств, дикоросы – 14 хозяйств, производство алкогольной продукции – 1 предприятие, переработка – 2 предприятия.

Рынки реализации органической продукции для сертифицированного отечественного производителя:

В органическом сельском хозяйстве России есть сформированный рынок экспорта органического сельскохозяйственного сырья, на этом рынке есть устойчивый рост спроса и он намного превышает предложение. Российскую продукцию готовы покупать все страны ЕС и США. Есть заказы и конкуренция между иностранными трейдерами. Переход на технологии органического сельского хозяйства на условиях пре-контракта под конкретные заказы может быть осуществлен течение 1-3 лет. На этом рынке есть сложившиеся правила игры, которые выполнить сложно, но возможно. Есть «проводники», имеющие многолетний опыт, под руководством которых можно пройти путь перехода на технологии органического сельского хозяйства с минимальными рисками. Потенциал рынка органической продукции для стран ЕС оценивается в 130 млн. долларов США, мирового рынка органической продукции – 290 млн долларов США. Риском данного рыка является ухудшение политической обстановки. Ограничивающим фактором является то, что это только рынок сельскохозяйственного сырья, с продуктами переработки и с готовой продукцией нас на этом рынке не ждут и не примут.  Основная конкуренты – Украина, Казахстан, Россия.

В настоящий момент экспортируют продукцию в страны ЕС 16 сертифицированных производителей. В основном, это зерновые и масличные культуры. Одно хозяйство экспортирует эфирные масла.

Несмотря на то, что внутренний рынок России находится в зачаточном состоянии, большинство участников реального сектора видят будущее именно в нем. Практика показывает, что здесь экономически успешны производители органической продукции B2C. Востребованные продукты: бакалея, свежие натуральные локальные продукты, которые могут конкурировать с зарубежными, а по качеству лучше. Движущей силой внутреннего рынка будет формирование спроса, который сегодня фактически отсутствует в низкой покупательной способности россиян, их слабой осведомленности о преимуществах органической продукции. Но в настоящий момент, сегмент покупателей сертифицированной органической продукции сформирован лишь у небольших специализированных магазинов, федеральные сети не видят потребности в такой продукции, продолжая эксплуатировать тренды «натуральное» и «фермерское».

 

 

Источник и полную версию статьи можно найти тут:  http://sozrf.ru/rezultaty-issledovanija-rynka-organicheskogo-selskogo-hozjajstva/